- Интермеццо
-
ИНТЕРМЕ́ЦЦО (итал. intermezzo, от лат. intermedius — серединный, промежуточный) — 1) Маленькая "вставная" опера или контрастирующая сцена в середине оперного действия. С 17 в. в Италии для переключения внимания публики между оперными актами исполнялось И., не связанное с осн. сюжетом. Итал. комич. опера (buffa), в т. ч. "Служанка-госпожа" Дж. Перголези, первонач. служила И. в "серьезной" опере (seria). В рус. опере И. часто переводится как интермедия и представляет собой отд. эпизод — либо оркестровый ("Царская невеста" Н. А. Римского-Корсакова, "Алеко" С. В. Рахманинова"), либо оркестрово-хоровой ("Игрок" С. С. Прокофьева).
2) Небольшое характерное инструмент. сочинение, основоположником к-рого был Р. Шуман (1832, И. для фп.). В рус. музыке фп. И. создавали Римский-Корсаков, А. Т. Гречанинов, С. М. Слонимский ("Памяти И. Брамса"), оркестровые И. — А. К. Глазунов. Обе разновидности отмечаются в творчестве М. П. Мусоргского, А. К. Лядова, А. С. Аренского, Вас. С. Калинникова.
3) Часть, раздел или вариация, преимущ. лирич. или шутливые по характеру, в инструмент. цикле контрастирующие с соседними эпизодами. Введены впервые Р. Шуманом ("Паганини" из "Карнавала", Соната № 1). И. включают фп. фантазия "Бал" А. Г. Рубинштейна, Маленькая сюита для фп. А. П. Бородина, Сюита № 1 для оркестра П. И. Чайковского, Соната № 3 для фп. М. А. Балакирева, Симфония № 6 А. К. Глазунова, Вариации на тему Корелли С. В. Рахманинова, Концерт № 2 для фп. с оркестром С. С. Прокофьева, Квартет № 15 Д. Д. Шостаковича. В этих примерах И. совпадает по значению с интермедией и интерлюдией.
4) Цикл лирич. стихотв. или средняя часть стихотворной поэмы. И. в подзаголовке определена вторая часть "Поэмы без героя" А. Ахматовой ("Решка"), связывая его с сочинением Р. Шумана и вдохновившем его "Лирическим И." Г. Гейне.
Лит.: Юдина М. В. Шесть интермеццо Иоганнеса Брамса // Юдина М. В. Статьи. Воспоминания. Материалы. М., 1978.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.